ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Тема 1. Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении.
1. Определение понятия «физическая культура», «спорт».
2. Роль физической культуры в профессиональной подготовке студентов.
3. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов.
Theme2. Биологические основы физической культуры. Социально-экологические факторы и человеческий организм.
1. Организм человека как сложная биологическая система. Воздействие на организм внешней природной, производственной и социальной среды.
2. Влияние двигательной активности на обмен веществ.
3. Влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему.
4. Механизм мышечного насоса.
5. Влияние двигательной активности на дыхательную систему.
6. Механизм дыхательного насоса.
7. Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом.
8. Воздействие двигательной активности на опорно-двигательный аппарат (кости, суставы, мышцы).
9. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Этапы формирования двигательного навыка
10. Гуморальная и нервная регуляция деятельности
организма.
Theme3. Здоровый образ жизни студентов. Физическая культура в обеспечении здоровья. (аудио: 1,2)
1. Определение понятия «здоровье». Проблема здоровья человека в условиях научно-технического прогресса.
2. Мероприятия в процессе жизнедеятельности, составляющие здоровый образ жизни.
3. Содержание оптимального режима труда и отдыха.
4. Рациональное питание человека.
5. Оптимальная двигательная активность.
6. Закаливание организма.
7. Отказ от вредных привычек.
8. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
9. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие реализации мероприятий здорового образа жизни.
10. Критерии эффективности здорового образа жизни.
11. Содержание индивидуальной комплексной программы здоровья.
12. Алгоритм составления индивидуальной комплексной программы здоровья.
Тема 4. Психофизиология учебного труда и интеллектуальной деятельности; Средства физической культуры в оптимизации работоспособности студентов и профилактике нервно-эмоционального утомления.
1. Работоспособность студентов в течение учебного дня и общие закономерности ее изменения в процессе обучения.
2. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления и их профилактика.
3. Регулирование умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов средствами физической культуры.
4. "Малые формы" физической культуры и их применение в режиме учебного труда студентов.
5. Наиболее целесообразный режим занятий по физической культуре в период учебной деятельности студентов.
Theme5. Основы методики спортивной тренировки.
1. Методические принципы спортивной тренировки в обеспечении эффективности и безопасности учебно-тренировочных занятий.
2. Разделы спортивной подготовки.
3.. Морально-волевая и психологическая подготовка.
4. Тактическая подготовка.
5. Техническая подготовка. Формирование двигательного умения и навыка.
6. Физическая подготовка: общая и специальная, их взаимодействие.
7. Средства и методы воспитания физических качеств.
8. Зоны интенсивности физических нагрузок по ЧСС.
9. Структура учебно-тренировочного занятия.
10. Планирование учебно-тренировочного процесса. Годичный, многолетний, средний и малый циклы.
11. Особенности планирования годичного цикла спортивной подготовки для студентов вуза.
Theme6. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.
2. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями
3. Обоснование выбора видов спорта или систем физических упражнений для самостоятельных занятий.
4. Энергозатраты как количественная оценка величины физической нагрузки.
5. Структура и содержание самостоятельного учебно-тренировочного занятия избранным видом спорта.
6. Планирование и управление процессом самостоятельных занятий.
7. Контроль эффективности самостоятельных занятий.
Тема 7. Массовый спорт и спорт высших достижений.
1. Основные социальные функции физической культуры и спорта.
2. Определение понятия «массовый спорт», «спорт высших достижений».
3. Массовый спорт. Его основные задачи и организационные фррмы.
4. Студенческий спорт. Особенности студенческого спорта. Его задачи и организационные формы. Система соревнований студентов.
5. Спорт высших достижений. Его основные задачи, особенности и организационные формы. Система соревнований СВД.
6. Связь массового спорта, студенческого спорта и спорта высших достижений и перспективы их развития.
7. Олимпийские игры древности. Основные исторические сведения.
8. Современные олимпийские игры. Динамика их развития.
9. Международное спортивное движение. Современное состояние и проблемы олимпийского движения..
Theme8. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
1. Врачебный контроль как обязательное мероприятие при проведении всех форм занятий физическими упражнениями и спортом.
2. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.
3. Самоконтроль физического развития: метод стандартов и метод индексов.
4. Самоконтроль функционального состояния организма. Функциональные пробы по оценке состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
5. Самоконтроль физической подготовленности. Оценка развития мышечной силы, быстроты движений, ловкости, гибкости, выносливости.
Тема 9. Реабилитация в физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности.
1. Определение понятия «реабилитация», ее виды.
2. Значение своевременной реабилитации в физкультурно-спортивной деятельности.
3. Факторы, отрицательно влияющие на профессиональную и спортивную работоспособность человека.
4. Педагогические методы реабилитации. Физические упражнения как средство реабилитации.
5. Психологические методы реабилитации.
6. Аутогенная тренировка как психологическое средство реабилитации.
7. Медико-биологические методы реабилитации.
8. Массаж и самомассаж как эффективное средство восстановления и повышения работоспособности. Виды массажа и самомассажа, методы его применения при различных состояниях организма.
Тема 10. Профессионально-прикладная физическая культура. Профессиональная психофизическая готовность инженера-строителя.
1. Определение понятий «профессионально-прикладная физическая подготовка» (ППФП), «профессионально-прикладная физическая культура» (ППФК). Их социально-экономическое значение.
2. Содержание профессиограмм инженерно-строительных специальностей по направлениям деятельности специалистов. Психофизическая модель специалиста.
3. Профессиональные заболевания. Средства и методы их профилактики.
4. Профессиональная психофизическая готовность. Основные профессионально важные физические, функциональные и психические качества необходимые инженеру-строителю (по направлениям деятельности).
5. Средства и методы коррекции профессионально важных качеств, принципы их отбора. Критерии оценки эффективности ППФП.
Лекции.rar